Целый мир – в себе

Целый мир – в себе

Есть в Таллинне, а также в Москве и Риге, Киеве и Санкт-Петербурге, и некоторых других городах России и Украины любопытная общественная организация «Целый Мир». Ее цель – содействие всестороннему развитию человека или, по-другому, расширение возможностей личности через знакомство и изучение культурных и духовных традиций различных эпох и народов.

Казалось бы, задача совершенно неосуществимая. Однако основоположник движения питерский психолог Сергей СТРЕКАЛОВ на собственном примере доказал обратное. Более того, сумел обратить в свою «веру» множество людей и в России, и за ее пределами, вплоть до Германии и Финляндии.

Каждый рано или поздно задается вечными вопросами: что такое человек, почему все устроено именно так, а не иначе, и, наконец, каково предназначение каждого из нас.

Сергей Стрекалов в поисках ответов на них подался в мединститут. Освоил там все, что положено врачу: все тонкости анатомии, физиологии, биохимии и т.п. Все то, как можно разобрать человека по косточкам, нервам, клеточкам, ферментам… Но по-прежнему не хватало знаний, как все это взаимодействует на другом – духовном уровне. В надежде, что это станет яснее на генетическом уровне, - он и «осел» в соответствующем НИИ. Прошли долгие десять лет, пока Сергей Стрекалов понял, что таким путем истины не найти; вместо нее - скрупулезная работа с экспериментами, документацией, подсчетами и статистикой.

Постепенно поиски шаг за шагом начали приводить его на семинары корифеев в области психической саморегуляции, что давало пищу для размышлений. Затем познакомился с практиками дыхательных психотехник в виде холотропного дыхания, ребефинга, вайвейшн. А увлекшись, вместе с друзьями способствовал созданию международной ассоциации свободного дыхания. Несколько лет вместе с единомышленниками – врачами, психологами, физиологами - интенсивно изучал в лаборатории, как влияют эти дыхательные психотехники на состояние человека - его физиологию и психологию. Клинически наблюдал воздействие медитаций разных систем: их плюсы и минусы, что с их помощью действительно можно сделать и как они влияют на самочувствие. Оттачивал практику йоги на семинаре у самого Айенгара и технику цигун в Школе летящего журавля. Голодал по 15-20 дней, занимался медитативным бегом, стал моржевать и залезал в прорубь. Плюс к этому ухитрился изучить гештальт-терапию, психодраму, психосинтез, арт-терапию – около десятка современных методов психологии, способных помочь человеку. Занимался по 15 часов в сутки, чтобы на себе познать, что это такое.


Игра с учениями

К 1990 году он уже настолько успешно освоил на себе множество емких направлений психологии, что можно было этим поделиться и с другими. Это и происходило на многочисленных семинарах, с которыми Сергей Стрекалов изъездил страну с запада на восток и с севера на юг. Поначалу передавал опыт, полученный от других специалистов – мастеров, гуру, инструкторов, - а потом начал синтезировать наработанное на собственном опыте и подавал под другим углом, - с его точки зрения, более эффективным. Так постепенно сформировалась собственная теория «Игры в пространства» - синтез древних учений и современного взгляда на то, что такое человек и в чем смысл жизни. Получилось, что пригодился весь предыдущий опыт: «лепить» собственную концепцию помогало и медицинское образование, и десятилетие экспериментов в генетике с ее скрупулезной систематизацией каждой клетки, что развило аналитический подход.

В результате, в тех краях, куда Сергей постоянно приезжал, стали появляться группы людей, которые практиковали разработанные им методы. Эти методы, как определяет он сам, не являются ответвлением какой-либо конкретной психотерапии или психологии, а также не имеют ничего общего с религией и познанием Бога. Это всего лишь разумная концепция относительно того, с чего начать, чем продолжить и куда двигаться дальше, чтобы приблизиться к такому понятию, как смысл своего существования. Для этого человеку потребуется освоить на самом себе много практик. Логическим путем прийти к осмыслению себя самого, как правило, не удается. Необходимо глубокое исследование собственных эмоций и своего тела, т.е. своего внутреннего мира. А это возможно, как правило, в состоянии медитации, или, как сейчас принято говорить, в расширенном состоянии сознания.

«Игры в пространства» основываются на огромном множестве древних и современных методов познания человека. Одни семинары предлагают познакомиться с медитацией семидневного молчания – старинный тысячелетней давности способ. Другие представляют собой курс йоги или цигун. Кто-то идет дальше – и осваивает различные дыхательные практики и методы, связанные с телесно ориентированной психотерапией. «Все это гигантский микст, - признает Сергей Стрекалов, - и ни одному направлению я не отдавал предпочтения. Все методы имеют право на жизнь, если они работают».

Вопрос, однако, не в том, чтобы освоить практики, а в том, чтобы их обратить себе на пользу. Она как раз и заключается в понимании того, кто я такой: не что я про себя знаю, а, наоборот, что я о себе не знаю и на что способен. В результате проделываемой работы выясняется, что наша личность огромная, но знает о себе самой лишь маленький кусочек. Все остальное, будучи невостребованным в повседневной жизни, остается в зачаточном состоянии.


Не в виртуальном мире – на практике

Естественным образом «Игры в пространства» трансформировались в ту самую концепцию «Целый мир», которая завладела и таллиннцами. Знакомясь с культурой и традициями разных стран и эпох, люди познают себя и свои истоки. И делают это не виртуально, а на практике. Они устраивают экспедиции в интересные и аномальные уголки вроде Соловецких островов, или легендарного украинского местечка «Каменная могила», или одного из турецких регионов, прославившегося древней клиникой Асклепионом. Они собираются на концертах народной музыки в исполнении ее носителей – африканцев, индийцев или китайцев. Осваивают, кроме всего прочего, разные традиции чаепития с заложенной в них философией. Последние пять лет устраивают близ старинного городка Юрьевец, что на Волге, международный Фестиваль «Традиции мира». Собравшись, люди испытывают себя в древних ремеслах, собственными руками изготавливают бубны, флейты, а то и бумеранги. Мужчины могут по часу разжигать костер древним способом – трением дерева вокруг его оси, а женщины тем временем занимаются раскраской тканей старинным индейским способом. Они – и взрослые, и дети - могут создавать «маску личной силы» или, объединившись в секции «Лучник», стрелять по мишени из английских луков лонгбоу (двухметровой высоты) или норманнских луков. Или просто делятся тем необычным, что успели познать.


«Целый мир» - это мир поистине без границ, без предрассудков и давления друг на друга.

Стефания Лупул
Таллинн
2005 г.


Назад в раздел